Принимая решение о покупке яхты, покупатели, среди прочего, сталкиваются со следующими юридическими вопросами:
• под каким флагом зарегистрировать яхту;
• на кого зарегистрировать (оформить) яхту – на себя лично или на иностранную компанию.
В предыдущих статьях мы неоднократно рассказывали о преимуществах регистрации яхт под иностранными флагами. Теперь давайте разберём, почему регистрация яхт на иностранные компании стала столь популярной, и какие выгоды и льготы она предоставляет клиентам.
Информация об учредителях самой компании в большинстве классических оффшорных юрисдикций (Панама, Белиз, БВО, пр.) закрыта и недоступна третьим лицам.
В этом случае удобным вариантом будет зарегистрировать яхту на компанию, так как владение яхтой через компанию обеспечивает высокий уровень конфиденциальности и есть эффективным способом защиты имущества.
В то же время многие владельцы яхт предпочитают не разглашать информацию о своей собственности.
Конфиденциальность владения
При владении яхты напрямую физическим лицом данная информация является публичной. В большинстве судовых реестров мира можно свободно получить выписку на яхту из реестра и узнать состав её собственников.
Яхта может быть зарегистрирована в иностранном судовом реестре:
• непосредственно на имя физического лица;
• на имя компании, которая создана физическим лицом специально с целью владения яхтой.
В чём основная разница указанных опций?
Также в структуре компаний по законодательству страны их регистрации допускается номинальный сервис, т.е. в компании могут быть назначены номинальный директор и акционер. Последний является зарегистрированным владельцем акций, который владеет акциями в пользу бенефициара.
Следовательно, иностранная компания может быть использована как удобное средство владения яхтой, которое с юридической точки зрения правомерно может быть выбрано владельцами яхт.
Ограниченная ответственность
В том случае, если яхта принадлежит непосредственно физическому лицу, в случае наличия претензий третьих лиц к нему (к примеру, как должнику), на яхту, как имущество должника, может быть обращено взыскание.
Любой незастрахованный убыток, причинённый яхтой, становится личной ответственностью владельца, и на иное, кроме яхты, имущество данного лица может быть также наложено взыскание.
При владении яхты компанией действует стандартное правило, существующее для большинства видов компаний из стран классических оффшоров: компания не отвечает своим имуществом по обязательствам её акционеров, а ответственность акционеров по обязательствам компании ограничена размером их вкладов в компанию.
Соответственно, при наличии претензий третьих лиц к акционеру компании обратить взыскание на яхту невозможно, так как яхта принадлежит компании, а не физическому лицу.
И наоборот: если обязательства самой компании в связи с любыми претензиями к ней превышают активы компании, то, как правило, на личные активы акционеров не может быть обращено взыскание.
Распоряжение яхтой
При продаже яхты физическим лицом у продавца возникает обязательство задекларировать доход от продажи в стране налоговой резидентности и заплатить соответствующий налог.
При продаже яхты компанией из стран классических оффшоров компания освобождается от уплаты налогов в стране своей регистрации (стандартное правило существования такой компании).
Также процедурно продать яхту от компании удобнее – можно просто передать акции компании от продавца к покупателю. В этом случае продаётся сама компания, а вместе с ней и её имущество – яхта.
Выбор флага
Разные судовые реестры имеют разные требования к собственникам, и далеко не в каждом реестре можно зарегистрировать яхту на физическое лицо любой национальности.
Самые удобные условия регистрации яхты под иностранным флагом из белого списка на иностранное физическое лицо – в Панаме. Также есть другие иностранные флаги, допускающие регистрацию яхт на иностранных физических лиц, но их рейтинг и репутация могут быть на порядок ниже.
Часто физическое лицо должно быть гражданином страны регистрации яхты или гражданином содружества стран, в которое входит страна регистрации яхты (Джерси, Гернси, Мальта, Кипр, пр.).
Этой трудности можно избежать путём создания компании в юрисдикции флага или другой применимой юрисдикции.
Ведь очевидно, что такой вариант регистрации предоставляет действительным владельцам реальные выгоды и льготы, особенно если правильно выбрана юрисдикция.
Таким образом на вопрос: «Стоит ли владеть яхтой через компанию, созданную в иностранной юрисдикции?» отвечаем – «Да, стоит».
В случае, если прогулочная яхта принадлежит и используется нерезидентом ЕС и зарегистрирована под неевропейским флагом, она может войти в воды ЕС на срок до 18 месяцев в режиме временного ввоза без обязательства уплаты НДС.
Например: в случае использования прогулочной яхты в водах Европейского Союза необходимо знать, что все прогулочные яхты, принадлежащие или используемые резидентами ЕС, должны иметь оплаченный импортный НДС.
Район эксплуатации
Эксплуатация яхты в том или ином регионе влечёт соответствующие местные налоговые последствия. В связи с этим район эксплуатации является важным фактором при выборе собственником яхты страны её регистрации.
Специалисты яхтенной практики юридической фирмы Interlegal Кирина РЯШЕНЦЕВА и Марта СВЕРДЛИКОВСКАЯ