Что такое персональный радиобуй.  Материал http://amcsailing.ru/

fastfind

 


Персональный радиобуй (ПРБ или PLB) наряду с привычным уже для яхтсменов аварийным радиобуем (АРБ или EPIRB) входит в систему КОСПАС/SARSAT и обеспечивает передачу сигнала бедствия и координат бедствия практически из любой точки мира, на воде или на суше. Представляет из себя компактное устройство, легко помещающееся в кармане. Устройство после активации работает не менее 24 часов, посылая сигнал через космические спутники  организациям, обеспечивающим спасение. Отличие PLB от EPIRB состоит в том, что EPIRB регистрируется вместе со всем судовым радиооборудованием в судовом регистре и оказывается приписанным к судну. PLB, какследует из названия, регистрируется на физическое лицо.

Система КОСПАС/SARSAT

Цель системы КОСПАС/SARSAT состоит в принятии и обработке сигналов бедствия с аварийных радиобуев. Одной из задач системы является снижение задержки в предоставлении полученных аварийных сообщений службам поиска и спасания,  снижении времени для определения места бедствия и оказания помощи. Ускорение спасения при использовании этой системы напрямую влияет на вероятность выживания человека на море и на суше. Система КОСПАС/SARSAT состоит из космической группировки спутников, находящихся на геостационарных орбитах, средних и низких орбитах.

 

GEOSAR

 

                               Покрытие земной поверхности геостационарными спутниками системы

 

Космическая спутниковая группировка КОСПАС/SARSAT способна обнаруживать аварийные сигналы от радиобуев, а также определять их местоположение в любой точке земного шара. Количество спутников постоянно увеличивается, вводятся в строй новые, более технологичные спутники. При поступлении данных о бедствии и его местоположении на спутник, они передаются участниками системы КОСПАС/SARSAT в соответствующие национальные спутниковые службы поиска и спасания.

 

Coverage

 

                             Зоны радиовидимости наземных приёмных станций низкоорбитальных спутников

 

Важный сегмент этой системы - наземные станции приема и обработки информации и координационные станции. Участниками системы постоянно строятся новые наземные станции в разных регионах мира. При активации радиобуя в автоматическом или ручном режиме сигнал попадает на спутники и от них уже на земные станции и далее к национальным спасательным службам. Аварийные данные о бедствии и его местоположении передаются в службы поиска и спасания по всему миру на свободной основе, независимо от участия страны в управлении программой КОСПАС/SARSAT, в которой участвуют уже 43 страны. Основатели системы - СССР, Франция, Канада и США.

Первое использование аварийного радиобуя КОСПАС/SARSAT было зафиксировано 10 сентября 1982 года, когда с помощью советского спутника был спасен экипаж легкого самолета в Британской Колумбии, Канада. С тех пор было спасено около 30 тысяч человек.

imagekospas

 


Как работает ПРБ

 

Персональный радиобуй содержит радиопередатчик, работающий на частоте 406 МГц, и, как правило, GPS приемник (для более точного определения координат). Попав в опасную ситуацию, владелец системы одним нажатием на аварийную кнопку включает устройство, которое передает закодированный сигнал на один из спутников системы КОСПАС/SARSAT. Сигнал от спутников передается на наземные станции, затем в координационный центр страны, где зарегистрирован радиобуй, и на станции, которые находятся поблизости от места происшествия. Спутникам может потребоваться до 45 минут на определение координат активированного радиобуя, если последний не снабжен модулем GPS. Однако современные радиобуи, имеющие встроенные модули GPS (или ГЛОНАСС), и современное спутниковое оборудование позволят передать аварийное сообщение наземным станциям и определить координаты значительно быстрее: время доставки составляет от 5 минут. Некоторые модели радиобуев могут активироваться автоматически при контакте с водой, например, при выпадении человека за борт.

 

Активация устройства

 

 

Активация популярного устройства от фирмы MC MURDO

 

Тестирование устройства

Для проверки работоспособности персонального радиобуя нужно задействовать функцию самотестирования. При инициировании этой функции не происходит передачи реального аварийного сигнала в систему КОСПАС/SARSAT. Возможно и реальное тестирование прибора, но для этого нужно запросить соответствующее разрешение одного из координационных центров. Учитывая то, что в системе находится более миллиона устройств, такое разрешение выдается только в крайнем случае.

 

Ошибочная активация

 

Если вы по ошибке активировали радиобуй, надо в срочном порядке связаться с одним из координационных центров. Все координационные центры перечислены на официальном сайте КОСПАС/SARSAT (контактные данные центров).

 

Время работы батарей

 

Батареи обеспечивают возможность хранения устройства в течение 5 лет, после активации радиобуй способен передавать сигнал на спутники в течение не менее 24 часов.

 

Где купить

 

Радиобуй можно купить только у фирм-производителей, которые имеют соответствующую сертификацию по выпуску этих изделий и их соответствие системе КОСПАС/SARSAT. Перечень фирм-производителей персональных буев.

 

PARM 406M

 

В России выпуском персональных радиобуев занимается ОАО "НИИ Космического приборостроения». Компания выпускает устройство ПАРМ-406 с 2007 года

 

kannad

 

Радиобуй KANNAD, выпускаемый в США - первый из буев миниатюрного размера, одобренный для применения в системе КОСПАС/SARSAT

 

Сколько стоит

 

Стоимость ПРБ зарубежных производителей с модулем GPS составляет от 270 долларов США и выше. Однако следует учесть, что США, где выпускается большое количество таких устройств, не допускает индивидуальной регистрации в Международной базе данных радиобуев. Буй нужно регистрировать в национальной метеорологической организации - НOAA. Возможность регистрации выбранной вами модели следует уточнить у продавца – обычно этим занимаются фирмы-производители.

 

Где и как регистрировать радиобуй

 

При покупке радиобуя требуется его обязательная регистрация, информация о владельце после регистрации попадает в базу данных спасательных служб. Каждый буй имеет уникальный номер, ID (15 шестнадцатеричных знаков), который передается в составе сигнала, посылаемого на спутники. ID можно найти на этикетке, наклеенной непосредственно на буй, или в документации, представленной производителем. Если в стране разрешена непосредственная регистрация в Международной базе данных радиобуев (МБДР), то его можно зарегистрировать в режиме онлайн (список стран, где разрешена индивидуальная регистрация в МБДР. Чтобы узнать страну, можно декодировать ID с помощью этой программы).

Регистрация бесплатна, на почту отправляется письмо с подтверждением. Если вы планируете передавать персональный радиобуй другому лицу, можно указать это в регистрационных данных. Если вы арендуете персональный радиобуй, то компания-арендодатель обязана обновить регистрационные данные, указать ваши контакты на случай чрезвычайной ситуации и данные о вашей поездке.

 

Кто оплачивает спасение

 

После получения сигнала бедствия в спасении принимают участие спасательные службы, в нашей стране это МЧС. Согласно Федеральному закону N 151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", расходы на любые спасательные операции МЧС покрываются из бюджета. В других странах оплата происходит по-разному, очень распространенная практика - покрытие спасательной операции из страховки. При заключении страхового договора нередко человеку выдают большой свод правил и рекомендаций спасателей, - это одно из условий договора со страховщиком, при их нарушении оплата спасательной операции производится спасенным, а не страховой компанией. Иногда спасенному необходимо доказывать «факт обоснованности вызова», часто и в суде.

Итак, оплата спасательной операции осуществляется либо полностью из бюджета соответствующей страны (как в РФ), либо частично из бюджета и частично за счет страховых выплат, или же за счет личных средств спасенного. Однако во всех странах действует такая схема – сначала спасение, затем и возможная оплата за него. В сфере спасения действуют и международные договоры о взаимном спасении попавших в чрезвычайную ситуацию людей.

 

Покупать или нет

 

Поскольку яхта - не GMDSS судно, то на чартерной лодке редко бывает EPIRB. Поэтому тем, кто много времени проводит в море, имеет смысл приобрести персональный радиобуй и брать с собой в относительно дальние переходы, - это ваш второй, независимый способ подать сигнал бедствия (первый - радиостанция, УКВ или ПВ/КВ). Лучше приобретать ПРБ, имеющий приемник GPS/ГЛОНАСС, так как в настоящее время ГЛОНАСС обеспечивает полное покрытие земной поверхности, а в 2011 году был выведен на орбиту специальный спутник ГЛОНАСС-К с нагрузкой 406 МГц, специально для поисково-спасательных целей.