Владимир Ватрунин

 

Amver logoМы знаем, что для подачи сигнала бедствия на берег в удаленных районах плавания у нас есть несколько возможностей, например, мы можем послать сообщение с помощью судовой земной станции (SES) через систему Inmarsat или активировать аварийный радиобуй (EPIRB), работающий через спутники КОСПАС/SARSAT. Наше сообщение получит один из береговых спасательных координационных центров (RCC). Что же будет происходить дальше, кто конкретно будет нас спасать?

Понятно, что это не будет спасательный вертолет или спасательное судно, - слишком далеко от берега. Для оптимального поиска судна, которому будет поручена спасательная операция, координационный центр может использовать систему Amver.

Automated Mutual-Asistance Vessel Rescue (AMVER) System - Автоматизированная система сбора информации о движении судов для поиска и спасения - контролируется Береговой охраной США (US Coast Guard) и служит для поддержания специальной базы данных, отражающей актуальную информацию о передвижении торговых судов по всему земному шару.

К добровольному и бесплатному участию в системе Amver в основном приглашаются торговые суда под любым флагом валовой вместимостью более 1000, совершающие морские переходы длительностью 24 и более часов. В последнее время состав потенциальных участников Amver был расширен, например, добавились круизные, исследовательские и рыбоперерабатывающие суда. Никаких дополнительных обязательств кроме тех, что суда имеют согласно международному морскому законодательству, Amver не накладывает.

Для судна и судовладельца преимущество участия в Amver состоит в том, что после того, как будет определено судно или суда, участвующие в спасательной операции, все остальные суда будут освобождены от этой обязанности и смогут продолжать следовать своим курсом. Кроме того, выбор судна также происходит оптимальным образом, например, из двух судов при прочих равных условиях участие в спасении примет судно, для которого курс в направлении терпящих бедствие является попутным. Таким образом в целом система позволяет экономить значительные средства судовладельцев.

Как все происходит? Легко догадаться, что работа Amver состоит из двух частей. Первая часть - поддержание актуальной базы данных о расположении судов в мировом океане. Любое судно, участвующее в системе и отправляющееся в рейс, отправляет в Amver четыре вида докладов (reports):

Sailing Plan (SP) - доклад о предполагаемом маршруте судна.
Position Report (PR) - доклад о местоположении судна.
Deviation Report (DR) - доклад об отклонении судна от первоначально доложенного маршрута.
Final Arrival Report (FR) - доклад о прибытии в порт назначения.
Доклады о местоположении судна отправляются в течение 24 часов после выхода из порта и далее каждые 48 часов. В докладе указывается курс и средняя скорость судна относительно грунта с тем, чтобы Amver в любой момент смог определить счислимую позицию судна. Все доклады от всех судов размещаются в компьютерной базе данных. Передаются доклады бесплатно через ПВ/КВ радиостанции (список станций есть в Admiralty List of Radio Signals и в специальном бюллетене Amver) или через оборудование Inmarsat.

Вторая часть работы начинается после подачи сигнала терпящим бедствие судном. Диспетчер спасательного центра, ведущий удаленную спасательную операцию, делает запрос в Amver, где указывает координаты и желаемый радиус поиска, обычно 250 морских миль.

По полученным данным Amver строит так называемую SURPIC (Surface Picture) - картинку, показывающую расположение судов вокруг терпящего бедствие судна:

surpic

 


Компьютер Amver определяет список судов в указанном радиусе, их флаги, по счислению - их координаты, расстояния, время хода и курс до судна в бедствии. Также указывается, есть ли на борту каждого из судов врач или фельдшер, есть ли постоянная человеческая радиовахта, какая радиостанция используется на борту и номер спутникового телефона Inmarsat при наличии такового.

Кликнув мышкой на пиктограмму любого из судов, можно получить информацию из двух баз: Регистра Ллойда (обновляется дважды в месяц и дает информацию о типе, размерах и максимально возможной скорости судна) и Amver.

На основании этой информации диспетчер RCC принимает решение о привлечении одного или нескольких судов к участию в спасательной операции, причем это не обязательно ближайшее судно, во внимание принимается целый ряд факторов: удобство спасения одного судна другим исходя из их взаимных размеров и типов, наличие врача, время прибытия, попутный или нет курс до точки бедствия и т.д.

Таким образом, для судна в бедствии участие Amver является «невидимым» и «неслышимым», поскольку реально оно связывается только с RCC и/или с судном, выполняющим роль спасателя.

Следует заметить, что спасение экипажа яхты, скажем, супертанкером, значительно отличается по технике от спасения вертолетом или небольшим спасательным судном с хорошо обученным и подготовленным персоналом. Риск при перемещении экипажа с яхты или из спасательного плота на борт большого судна гораздо выше, и от капитана яхты требуется гораздо больше как в плане подготовки, так и в плане реализации такого перемещения, чем при «обычном» спасении при помощи вертолета, где по сути все действия выполняют спасатели.

 

Rescue

 

И в завершение - немного статистики. В настоящее время в системе Amver участвуют более 22 000 судов, в среднем Amver обрабатывает более 14 000 сообщений в сутки от 4 000 судов, находящихся в рейсе. С 2000 года судами, участвующими в этой системе, спасено более 2 800 человеческих жизней.