В предыдущей статье «Стоянка лагом на шпрингах» показаны преимущества использования шпрингов на лодке, ошвартованной у стенки. Материал из сайта loodsmen.ru

 

3 Швартовка на шпринги

Но применение шпрингов не ограничивается только стоянкой у причала, они могут оказать неоценимую услугу при маневрах подхода к стенке и отхода от неё.
Грамотное использование шпрингов на швартовке и отваливании позволяет решить ряд задач, которые невозможно или достаточно трудно решить, применяя продольные и прижимные швартовы, а также «всемогущую» подрульку.
Ну, с подходом к причалу и швартовкой лагом дела обстоят проще, хотя я и не любитель стоять лагом, только по необходимости. Вариантов подойти лагом к причалу и без шпрингов существует достаточное количество. Шпринги только вносят разнообразие в этот ассортимент.
А вот отойти, да ещё в стеснённых условиях, да при начинающем усиливаться навальном ветре – это задача действительно непростая. И я попробую рассказать, как её решить, используя шпринги. Но для начала предлагаю немного поразвлечься и посмотреть: какие варианты отваливания есть без них.

Варианты отхода от причала без использования шпрингов

Почти все способы отхода со стоянки лагом основаны на альтернативе: отваливать ходом вперед (отводить сначала нос) или отваливать ходом назад (отводить сначала корму). Это зависит от положения вашей яхты относительно ветра и течения.
В условиях, когда отсутствует навальный ветер и на причале есть перед носом вашей яхты, никаких проблем с отходом не возникает даже у новичков. Даже когда простора впереди маловато вопрос решается просто: корму (по ребру) защищают кранцем, удерживаемым горизонтально, нос отталкивается от причала руками или лучше багориком, и уходи себе, не печалься.
Но если вы стоите в стеснённых условиях, когда буквально в метре от носа и кормы ошвартованы другие яхты, а навальный ветер усиливается, то отход от причала традиционными способами становится тяжёлой, а иногда, — и непосильной задачей.
Действительно, после отдачи швартовов при отходе носом вам потребуется довольно много пространства впереди, чтобы не ударить носом и не навалиться бортом на корму впередистоящего судна. Посмотрите на схему отваливания носом без использования шпрингов.

22 Отход без шпрингов

1. Ещё не начав движение, вы вынуждены значительно переложить руль на правый борт, иначе не хватит пространства для выхода. «Малый вперёд» (оттолкнуть нос не очень получается, т.к. ветер прижимает его обратно к причалу).
2. Большая перекладка руля на правый борт приводит к тому, что корма со скрежетом начинает корректировать причальную стенку.
3. Вы уже почти «на воле», но есть опасность наваливания на корму впередистоящего судна. Корму удастся отвести от навала, если переложить руль – «Лево на борт».
Как видно на схеме, такой вариант отхода требует много пространства по ходу впереди, вынуждает постоянно маневрировать рулём, грозит обрывом кранцев, повреждениями борта и навалом кормой на причал или стоящее впереди судно при отвороте. Если вы думаете, что такой отход никто не использует, то вы ошибаетесь. К сожалению.
Отход кормой ничуть не лучше. Он чреват навалом носа на причал, и требует большой расторопности и физической силы от бакового, чтобы отталкивать нос от стенки отпорным крюком, в то время как он стремиться «проехаться» по ней.
Конечно, если на яхте есть носовое подруливающее устройство, отваливание от причала носом в относительно спокойную погоду (например, при навальном ветре до 5-7 узлов) значительно упрощается.

23 Отход с помощью подрульки


1. Перед началом движения руль немного перекладывается в сторону причала. «Малый вперёд». Естественно, нос пойдёт к причалу, а корма от него отодвинется. Включаем подрульку.
2. Подрулька отводит нос от причала, а переложенный налево руль отталкивает от него корму. Яхта начинает отходить от причала по диагонали, боком, при этом оставаясь бортом параллельно причалу.
Выходя по этой траектории, мы спокойно минуем опасность навала на корму впередистоящего судна и уходим свободной водой.
И всё было бы хорошо, если бы стоял штиль. Но тут, в дополнение к вашей озабоченности, задул, усиливающийся навальный ветер. И подрулька уже не помогает… Серьёзный повод для того, чтобы испортилось настроение…
И тут вы вспоминаете про шпринги и под уважительными взглядами экипажей соседних лодок, уверенно отваливаете от причала. Как это сделать? Не в смысле, как сделать уважительный взгляд, а как отвалить?

Отваливание ходом вперед с помощью шпринга

Заведите кормовой шпринг «серьгой» (как выхлестывающийся конец) и отдайте другие концы. Подработайте двигателем малым назад, чтобы развернуть яхту кормой к стенке. Если нужно, добавьте оборотов. Рулём в этом случае крутить нет смысла. Держите его в ДП.

Отваливание ходом вперёд 1


После того, как корма прижмётся к причалу, а нос отвернёт к свободной воде, отдавайте шпринг и под двигателем отходите передним ходом. Единственное, что нужно не забыть, так это защитить корму от навала на причал.
Для этого повесьте на кормовой релинг в крайнее заднее положение кранец и поставьте на корме члена команды с кранцем в руках. Лучше всего привязать к свободному «уху» этого кранца дополнительный линёк для того, чтобы держать его не вертикально, а горизонтально, за две «верёвочки».
Описанным способом можно поставить яхту практически перпендикулярно причалу даже при значительном ветре. Во всяком случае до 15 узлов - это проверено. Если ветер будет больше, то можно попробовать отваливать ходом вперёд, но при таком раскладе лучше уходить кормой.

Отваливание ходом назад с помощью шпринга

Для отхода будем использовать технику отвода кормы на переднем ходу с применением носового шпринга.

21 Отваливание ходом назад


1. Отдайте все швартовы кроме носового шпринга, заведённого «серьгой»;
2. Находясь параллельно причалу, дайте двигателем малый ход вперед, переложив руль в сторону причала, чтобы отвести корму от стенки;
3. Шпринг не даст лодке продвигаться вперед, а корма при этом будет отваливать (в т. ч. благодаря воздействию потока воды от винта на переложенный руль);
4. Развернув лодку на месте под углом 45-50 градусов к причалу и переложив руль в ДП, смело давайте задний ход и выходите на чистую воду, никому не помешав. Если при этом у вашей лодки нужный вам в этой ситуации заброс кормы, то это значительно облегчит ваш свободный выход.
Внимание! Не забудьте защитить нос кранцами. Поставьте на бак матроса с кранцем в руке (тоже на двух «верёвочках» J), а шпринг на причал заведите серьгой, чтобы не было проблем вернуть его на борт.
И обязательно проконтролируйте, чтобы ничто не мешало отдавать заведённый серьгой шпринг. и потом выбирать его. У меня был случай, когда выбираемый при отходе шпринг зацепился за торчащую на причале арматуру. Ветер был около 18 узлов, отваливали на хорошем ходу. Лодку резко дёрнуло и поволокло на причальную стенку. Чудом удалось избежать удара.
Всем – удачи в море!