С ростом размера лодки растет и площадь установленных на ней парусов, и снижается ваша возможность управления парусами «голыми руками». Немаловажный инструмент в этом случае – лебёдка, основная её задача – увеличивать силу руки в десятки, а то и сотни раз.

Лебёдка используется для регулировки «бегучего такелажа» (шкотов, брасов, фалов) – когда это невозможно сделать руками. Как и любое другое приспособление на лодке, лебёдки имеют множество размеров и разновидностей, мы же будем вести речь о «стандартных» характеристиках.

Вкратце, принцип работы лебёдки таков – на лебёдку наматывают шкот (в терминологии – накладывают шлаг, один оборот = 1 шлагу) и дотягивают ходовой конец шкота. Барабан лебедки за счёт трения о шкот прокручивается и натягивает шкот. Если усилия руки недостаточно, в лебёдку вставляют специальную рукоятку (ручку) и, прокручивая её, дотягивают шкот. По завершении шкот закрывают в стопор, расположенный перед лебедкой или прямо на лебёдке.

 

Lebedka1

 

Что важно знать?

 

1. Шлаги на лебедку накладываются ПО часовой стрелке. И точка. Это надо запомнить и довести до автоматизма;

2. Стандартная работа рукоятки – по часовой стрелке, однако иногда лебедка бывает двухскоростной, и тогда ручку можно поворачивать как по, так и против часовой стрелки. Важно: пункт первый ни при каких условиях своего направления не меняет;

3. Накладывая шлаги, нужно следить, чтобы шлаги не накладывались друг на друга, иначе шкот заклинит («закусит») сам себя и у вас возникнут проблемы с дальнейшей работой;

4. Лебедка сдерживает усилие в несколько тонн. Работая с лебедкой, смотрите не на нее, а на тот предмет, который закреплен на другом конце – его, а не лебедку, вы приводите в действие – парус, мачта, гик, и так далее. В противном случае вы рискуете разорвать или поломать регулируемые части. В лучшем случае, пострадает только лодка;

5. Когда вам необходимо резко ослабить («сбросить») шкот с лебедки, можно не разматывать его обратно против часовой стрелки, а просто сдернуть резко вверх.

 

Lebedka2

 

Теперь о главном – то есть о технике безопасности.

 

Лебёдка – второй после гика источник травм на парусной яхте. Поэтому никогда, ни за что и ни при каких условиях:

1. Не допускайте нахождения пальцев и прочих конечностей между лебедкой и выходящим из нее концом веревки. Любой порыв ветра – и сила натяжения веревки, которую сдерживает лебедка, может обернуть ваши конечности вокруг лебедки вместе с этой веревкой – и вот уже вы, а не такелаж, чувствуете на себе нагрузку в сотни килограммов;

2. Даже не думайте подходить к лебёдке, если на вас надеты свободные браслеты, цепочки, шарфики и прочее, а также с длинными распущенными волосами. Если что-то из перечисленного зацепится за веревку в районе лебедки, вы снова испытаете на себе пункт первый. Самый положительный исход – порванные браслеты и шарфики;

3. Не оставляйте рабочий шкот на лебедке, не поместив его в стопор;

4. Не оставляйте ручку в лебедке. Зацепиться за неё может вообще всё что угодно – от чьих-то мечтающих о гематомах ног до…

5. Не отпускайте веревки рывками или полностью, если не понимаете в явном виде, чем это чревато;

6. Не начинайте со всей силы крутить рукоятку, не убедившись, что локтями не отобьёте все внутренние органы позади стоящим. Лучше, если в зоне полёта ваших локтей не будет потенциальных жертв вашей гиперактивности.

 

Материал  http://vartanteam.com/