Или СЕМЬ ФУТОВ ПО ПУТИ В НОВЫЕ ЮРИСДИКЦИИ! Андрей Боренко

 8165 1009767702413823 68154205205872098 n

 


Владельцам яхт иногда по разным соображениям приходит в голову (а кому-то приходится) сменить флаг своего судна, зарегистрировав его в ином государстве, чем ранее. Это может быть вызвано разными причинами - от смены места жительства, смены предпочтительного района плавания, смены собственника и до изменения концепции эксплуатации яхты.
Тема довольно обширная, поскольку лежит в сфере регулирования международных правовых норм, крупнейших институтов международного права - в частности - Организации Объединенных Наций, кроме того, среди так называемых "удобных флагов" можно встретить даже государства, не имеющие выхода к морю. При этом, международные правовые аспекты регулирования вопросов национальности судов дополняются национальными правовыми нормами государств регистрации - тех самых, под флагами которых ходят и яхты.
В этом материале не ставится цель полностью раскрыть тему. Но обратить внимание владельцев яхт на вопросы, которые важны при принятии решения о смене флага, хотелось бы.
Можно сделать это на примере Латвии, которая предлагает в настоящее время довольно привлекательные условия регистрации яхт среди стран-членов Европейского союза. При сравнительно низких ценах и кажущихся минимальными требованиях к владельцам яхт, многие агенты и компании заявляют о простоте регистрации под флаг Латвии. Что понимается под "простотой"?
Стоимость регистрации не превышает 3000 евро для судов различной длины, но и дешевле 2500 евро сделать этого не получится. Зачастую в стоимость регистрации включаются оплата госпошлины на регистрацию, оплата сертификата, перевод и нотариальное заверение пакета документов, оплата услуг представителя из числа резидентов Латвии сроком на год, курьерская доставка почты через сервис DHL, оплата пошлины за прохождение яхтой технического осмотра. Если яхта для прохождения техосмотра не будет заходить в латвийский порт, потребуется дополнительно оплатить выезд специалиста из Maritime Safety Department к месту нахождения яхты и его проживание в период выполнения осмотра.
Обратите внимание, что потребуется ежегодное продление услуги представителя и его оплата. Еще одной из статей расходов станет приобретение радиолицензии, оформление которой в стоимость услуг по постановке под флаг не входит. Другие регулярные или нерегулярные платежи отсутствуют. Вопросы налогообложения в Латвии меняются довольно динамично, в связи с чем неизвестно, как будут обстоять дела с уплатой налога на добавленную стоимость. Был момент, когда от уплаты этого налога владельцы яхт были освобождены.
Пример регистрации под флаг Латвии приведен ни в коем случае не ради рекламы. Рассмотрение процедуры регистрации в каждом конкретном случае может оказаться и удобным при кажущейся дороговизне и, напротив, быть неприемлемым даже с учетом минимальной стоимости. Всякий раз принять решение возможно лишь зная конкретные цели, которые ставит перед собою владелец яхты и условия, которые заставляют его сменить флаг регистрации.
Есть ряд вопросов, на которые владелец яхты вынужден сам себе ответить, прежде чем примет решение о смене флага. Например:
"Какими маршрутами будет после регистрации ходить яхта"? Это и прежде было актуально, а теперь, когда в мире неспокойно, тем более.
"Волнует/не волнует владельца лодки вопрос последующего налогообложения"?
"Как влияет предполагаемое место регистрации на процедуру страхования лодки (какие компании и на каких условиях страхуют лодки, зарегистрированные в рассматриваемой юрисдикции")?
"Кто и на каких условиях оформит новую лицензию на бортовую станцию (VHF)?"
"Если когда-нибудь в будущем потребуется снова поменять регистрацию, насколько просто и недорого будет снять с регистрации лодку там, где ее предполагается зарегистрировать теперь?"
Есть еще вопросы, непосредственно связанные с правом собственности (кто-то регистрирует яхту лично на себя, а кто-то предпочитает оформить право собственности на оффшорную компанию, что вызывает необходимость решить еще ряд специальных вопросов - о гражданстве представителей/штата компании и режиме ее налогообложения и структуре ежегодных расходов).
Сугубо в интересах владельцев яхт действовать осмотрительно при смене флага регистрации. Это и деньги позволит сэкономить в долгосрочной перспективе и нервные клетки сбережет. Ведь яхты приобретают в основном для отдыха. Так что - приятного отдыха, господа! И - семь футов по пути в новые юрисдикции!