«Внедрение» международной системы обмера ORC в Украине вызывает недоумение.

Во-первых – внезапность. Руководство федерации самостоятельно определило, что именно эта система обмера сейчас нужна Украине. Без общественного обсуждения, в структуре общественной организации создается «Рейтинг-офис ORC в Украине». Без предварительной работы по подготовке общественности, мерителей и судей, поспешно оформляются через электронную почту сертификаты упрощенной «ORC-club» как количественные достижения новой системы. Выставляется как должное «Регламент», где ежегодное продление сертификата стоит 50 евро, хотя раньше у нас такого не было и все взносы по обмеру оставались в ВФУ. Абсолютно не берется во внимание стоимость первичного обмера нестандартной лодки по таксе: «договоренность с мерителем». Хотя, в правиле А.7.3 IMS говорится о том, что меритель не должен иметь финансовый интерес. Не разработан прейскурант обмера. Не разъяснена методика судейства. Умалчиваются недостатки «продукта». Только на соревнованиях в Киевском регионе применяется зачет по системе ORC, с неизвестным опытом качества подсчета гандикапа и количеством протестов по обмеру. На Чемпионате Украины 2015 года в Киеве по ORC принимало участие 20 «живых» яхт, а на Чемпионате Украины по НПВ в Николаеве – 50 яхт. Популяризация ORC для участия наших яхт за рубежом и привлечение зарубежных яхт на наши соревнования – очень далекая перспектива. Скорее киевляне поедут в Польшу, чем одесситы в Болгарию, потому что там - IRC. Заманивание на бесплатное получение сертификатов в 2015 и в 2016 годах выглядит наивно. 

Вот небольшой поверхностный анализ особенностей этой системы:
1) Очень точный обмер корпуса (самостроя или переделанной лодки) лазерным тахеометром на твердой площадке, с доступом 5-6 м вокруг, без ветра и с фотографиями; (IMS В 2.1, В 3.1;) В.3.2: «любое изменение корпуса, руля или киля яхты влечет за собой переобмер…»;
2) Взвешивание яхты, точный вес экипажа (под угрозой протеста) (В4);
3) Взвешивание грота; материал корпуса и парусов, обмер мачты, точное расположение оборудования; (F8.1 и далее);
4) Самообмер: владелец сам заполняет протоколы измерений; (только потом, если у кого-то возникнет подозрение, можно будет подавать протесты из-за недобросовестного или некачественного обмера) (ORC-club 301.2(b));
5) Кренование; ( Е2);
6) Тяжелые яхты с большей остойчивостью имеют преимущество; для большей справедливости и устранения недостатков системы – яхты опять делят на дивизионы по длине и по скорости;
7) Диапазон действия системы (работа таблицы скоростей) при силе ветра от 6 до 20 узлов;
8) Не подходит для судов с плохо обтекаемыми корпусами;
9) Высокая квалификация гоночного комитета: определить тип дистанции (круговая, петлевая, длина отрезков, сила ветра, среднее % курсов, речная, морская) для выбора коэффициентов подсчета, (р.4); использование компьютерных программ;
10) Ежегодное продление 50 евро в международный штаб ORC; можно каждый новый год бесконечно получать новый балл GPH из-за компьютерного самосовершенствования системы;
11) Примерный тариф для самостроев и переделанных судов: обмер рангоута и парусов = 400 грн.; создание файла корпуса = 500 грн.; геодезист с прибором = до 6000 грн.; кран с сертифицированными весами, командировочные расходы мерителя ;
12) Сложная. Дорогая. Для мастеров. Упрощена для серийных проектов. Проигравшая сторона покрывает расходы по протесту.
Из статьи опытного мерителя ORC В.Алексеева (Россия),2005 г.:» Четыре года назад мы провели такой численный эксперимент: объединили все яхты–участницы чемпионата Санкт-Петербурга (кроме “Цетусов”) в одну группу и подсчитали их результаты по разным системам гандикапа и по абсолютному времени. Оказалось, как ни считай, яхты смещались всего на одно-два места, а абсолютным победителем оставалась одна и та же яхта. Разница в уровне гоночной подготовки экипажей яхт была настолько велика, что система гандикапа и разбивка на группы практически не повлияла на результат».
Кстати, на сайте Севастопольской федерации недавно объявлено о вступлении яхт в ORC, но почему-то четвертьтонники дистанцировались в IOR-III (где мерительное свидетельство стоит 1500 руб.).

Во-вторых - полностью игнорируются и принижаются попытки николаевских специалистов модифицировать нашу национальную систему обмера, адаптированную к составу флота, характеру маршрутных гонок, минимизации ошибок и манипуляций. Для того, чтобы доказать, что она неадекватная, нужно хотя бы ее испробовать. (Последний проект редакции правил НПВ-2015 см.на сайте http://niksailing.mk.ua/news). Вот некоторые нововведения:
-требования по конструкции, планировке (койки, стойки, газовые баллоны и пр.) и остойчивости контролирует техническая комиссия;
- нет трудоемкого и сомнительного кренования;
- нет NRP (штрафов) по «усмотрению» мерителя;
- есть корректировки в измерении парусов;
- может применятся коэффициент энерговооруженности ( соотношение длины, площади парусов и веса яхты), который дополнительно умножается на СТ-исправленное время;
– акцент на порядочность: «За грубі порушення Правил за поданням головного вимірювача змагань – дискваліфікація капітана і анулювання вимірювального свідоцтва».
Например, первое время можно проводить соревнования с параллельным зачетом. Или организовать «Ассоциации яхт классов ORC», как пример для евроинтеграции. Можно запросить мнение у ISAF. В Украине еще есть большое количество консервативных капитанов, которые не хотят двигаться вперед и очень комфортно прижились в НПВ-2008(2). Поэтому, во всем необходим набор позитивных доказательств. Мотивация ломает менталитеты.
Конечно, абсолютно справедливого обмера на практике не существует. Идеальная система еще не создана. Классификация яхт должна не только «уравнивать шансы» на победу, но и обеспечивать яхтам и яхтсменам долгую спортивную жизнь. Или система для людей или люди для системы? Помогите разобраться!
С уважением, Игорь Калинин, яхтенный капитан.